Мировой рынок: этапы развития, структура, черты, основные инструменты. Конкуренция.

Международное разделение труда (МТР) и его м/д кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутр. рынков, постепенно выходящих за нац. границы

Мировой рынок

– сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МТР, и других факторов производства.

Становление простейшей формы внутреннего локального рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальныерынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские города.

С 16 – сер. 17 века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных,государственных, межгосударственных и, наконец, мировых

масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине 19 века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутр. рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу 19-20 веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутр. рынок – нац. рынок – м/д рынок – мировой рынок».

Структура мирового рынка. 1

Рынок товаров и услуг 2 Рынок товаров научно-технических достижений. 3 Рынок капитала. 4 Рынок раб. силы. 5 Рынок технологий. 5 Рынок ценных бумаг.

Самый большой сектор мирового рынка – Рынок товаров (потребительские товары), затем Рынок услуг (связь, транспорт, бытовое обслуживание), Рынок капитала, Рынок раб. силы, Рынок научно-технических достижений. В последнее время наиболее интенсивно развиваются 2 сектора: высокие технологии и услуги. Рынок услуг практически обгоняет рынок товаров.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за нац. рамки; он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения; он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно; он выполняет санирующую роль, выбраковывая из м/д обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить м/д стандарт качества при конкурентных ценах.

Перейти на страницу: 1 2

Главное меню