Международная торговля товарами: сущность, формы, географическая и товарная структура, показатели.

Торговля – акт купли-продажи, осуществляемый с целью удовлетворения потребностей 2-х сторон.

Международная торговля

– совокупность внешней торговли всех стран мира. (Внешняя торговля – обмен страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт)

Сейчас объем мировой торговли составляет ~ 62 % от других форм МЭО. Объем международной торговли

определяется как сумма экспорта всех стран.

Структура МТ:

Товары (готовая продукция; сырье и материалы; узлы, запасные части, агрегаты). Услуги. Деривативны (финансовые инструменты-производные ценные бумаги и валюты).

Товар

– продукт человеческого труда, предназначенный для обмена.

Основные формы МТ

: экспорт товаров; импорт товаров.

Виды экспорта

:- вывоз товаров, изготовленных (произведенных, переработанных) в данной стране; вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на м/д аукционах, товарных биржах и т.п.; временный вывоз за границу нац. товаров (на выставки и т.п.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностр. товаров (на аукционы и т.п.); вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Виды импорта:

ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения; реимпорт – обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда; ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Географическое направление МТпредставляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Удельный вес отдельных групп государств в мировой торговле, в % (географическая структура).

Промышленно развитые страны более 71 %; Развивающиеся страны 25-27 %; Бывшие страны СЭВ 4-10 %; Россия - 1,5 %.

Ведущая роль в МТ принадлежит трем центрам развитого мира – США, ЕС и Японии. С распадом СССР и СЭВ удельный вес стран с переходной экономикой в МТ неуклонно снижается.

Товарная структура

мировой торговли представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. Продукция обрабатывающей промышленности - 70 %, продовольствие (снижается удельный вес) - ~ 9%, минеральное сырье и минеральное топливо (сокращается) – ~ 8 %, сырье (аграрного характера: хлопок, шкуры) - 5 %, средства вооружения - 1-2 %.

Под влиянием НТП в МТ увеличивается удельный вес готовых изделий; наметилась тенденция роста удельного веса текстиля и одежды.

Показатели, характеризующие участие страны в мировой торговле.

Экспортная квота

– отношение экспорта страны к ВВП, выраженное в %: Кэ = Э/ВВП *100%

,

Норма К=25%, если К больше 25 %, то экономика страны считается открытой. Экспортная квота России – 27 % (доля импорта продуктов растет – это плохо).

Показатель характеризует: зависимость страны от реализации товара на внешнем рынке; конкурентоспособность товара (отрасли, страны) на внешнем рынке. Определить конкретное положение товара можно по сопоставлению данного показателя с показателями индустриализации и темпов экономического роста ( если темпы роста высокие, то товар конкурентоспособен)

Импортная квота

представляет собой долю импорта в ВВП. Ки=И/ВВП*100%.

Показатель характеризует зависимость внутреннего потребления от внешнего рынка.

Внешнеторговый оборот

– это сумма импорта и экспорта страны.

Чистый экспорт

(сальдо международной торговли для отдельно взятой страны)- это разница между экспортом и импортом страны (Э-И).

Перейти на страницу: 1 2

Главное меню