Организация международного производственного и научно-технического сотрудничества.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение св. движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках экон., научно-технической, фин. и валютной, социальной, внеш. и оборонной политики. В результате происходит создание целостных регион. хоз-ых комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экон. пропорциями, фин. фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления. Самая простая форма экон. интеграции зона св. торговли, в рамках которой отменяются торг. огр. между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма – таможенный союз – предполагает наряду с функционированием зоны св. торговли установление единого внешнеторг. тарифа и проведение единой внешнеторг. политики в отн. третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отн. касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и фин. расчетов. Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со св. взаимной торговлей и единым внеш. тарифом св. передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экон. политики. Но наиболее сложной формой межгосударственной экон. интеграции является экон. (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экон. и валютно-финансовой политики.

Экон. интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: фин., матер., трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экон. сближение стран в регион. рамках создает привилегированные условия для фирм, стран участниц экон. интеграции, защищая их в опр. степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоем населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Перейти на страницу: 1 2 

Главное меню