Необходимость, цели, основные направления государственного регулирования ВЭД.

Гос. регулирование внешнеэкон. деятельности базируется на определенных экон. и административных методах. Основы опр. в Фед. законе «О гос. регулировании внешнеэкон. деятельности».

Государственное регулирование – степень вмешательства гос-ва во внешнеэкон. деятельность. Гос-во ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.

Внимание управлению и регулированию внешнеэкон. связей уделяют: правительственные органы, гос. аппарат, негос. отечеств. и международные организации. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осущ. Гос.е регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Госдума, которые могут принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкон. сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкон. деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и закл. межправительственных договоров. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит ЦБ, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы гос-ва в отн. с нац. или центральными банками других гос-в, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностр. валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Основные цели регулирования ВЭД: - использование внешнеэкон. связей для ускорения создания в РФ развитой рыночной экономики; - содействие повышению производительности труда и качества нац. продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения росс. предприятий в мировую конкуренцию; - создание условий доступа росс. предпринимателей на мировые рынки посредством оказания гос., организационного, фин., info содействия; - защита нац. внешнеэкон. интересов, защита внутреннего рынка; - создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотн. с различными гос-вами и международными организациями.

Регулирование ВЭД в РФ в условиях рыночной экономики осущ. в соотв. со след. осн.принципами:

- единство внешнеэкон. политики и внутр. экон. политики; - единство систем гос. и негос. регулирования и контроля за его реализацией; - перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экон.е методы; - четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД; - обеспечение равенства всех участников ВЭД.

В настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции фед. органов должно оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

- опр. основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкон. политики РФ в целом; - разработка соответствующих федеральных программ; - защита экон. интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности; - разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД; - подготовка и закл. международных договоров и гос. соглашений, контроль их исполнения; - организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом; - опр. и реализация валютной политики страны; - формирование и использование золотовалютных резервов РФ; - контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.); - разработка платежного баланса РФ.

Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;

- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;

- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Перейти на страницу: 1 2

Главное меню