Финансовая система РФ и характеристика ее звеньев.

Понятие “финансовая система”является развитием более общего понятия “финансы”. Финансы, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по разному, имеют свою специфику.Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Таким обра- зом, каждое звено финанасовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом-совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система РФ

включает следующие звенья финансовых отношений :

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Перве три блока относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприя- тий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отноше- ний на микроуровне.

Бюджетная система РФ

включает три звена:

- республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

-

бюджеты субьектов федерации;

- местные бюжджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Второе звено финансовой системы – внебюджет- ные специальные фонды. Они имеют строго целевое назначение-расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов исползования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а так-же на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и отраслевые бюджетные фонды конверсии. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственое значение в их состав входят :

Пенсионный фонд,

средства которого формируются за счет страховых взносов работода- телей, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций

Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, соци- альных пенсий, а также пособий на детей.

Фонд социального страхования

создан с целью реализации государством социальной политики. Средства фонда формируются за счет части Единого социального налога, дотаций Федераль- ного бюджета, кредитные ресурсы, собственные средства, полученные в результате использования свободных средств. Средства фонда используются для выплаты пособий по беременности и родам, на рождение ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.

Фонд отделения медицинского страхования

финансирует учреждения здравоохранения с целью предоставления минимального обьема медицинских услуг гражданам РФ на всейтерритории государства. ФФОМС осущест- вляет финансирование федеральных программ, связанных с научными исследованиями в сфере медицины, перераспределение ресурсов между территориальными фондами медицинского страхо- вания. ТФОМС аккумулирует ресурсы, полученные от части ЕСН, Федерального бюджета и ФФОМС.ТФОМС осуществляет финансирование обьектов здравоохранения, находящихся на территории.

Децентрализованные внебюджетные фонды созда- ются для решения территориальных, межотрасле- вых задач:

- Фонд научно- исследовательских и опытно конструкторских разработок, создан для научно-иследовательских работ. Источником формирова- ния являются отчисления от реализации продукции предприятий и организаций.

- Государственный фонд конверсий- источни- ком служат бюджетные ассигнования . Сред- ства направляются предприятиям военно-про-мышленного комплекса для переоснащения для выпуска гражданской продукции

Перейти на страницу: 1 2 3

Главное меню