Кредитная документация

В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком.

Наряду с кредитной документацией, имеющей правовой статус, в кредитной работе используется также СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

, составляемая кредитными инспекторами. К ней, в частности, относятся СПАВКИ О

ПРОВЕРКАХ КЛИЕНТОВ

на месте. Одним из наиболее важных направлений таких проверок является выяснение того, как выполняются условия кредитного договора. В зарубежной практике результаты подобного контроля со стороны банка фиксируются в специальных ВЕДОМОСТЯХ.

Форма ведомости разрабатывается банком. Обычно в ней отражаются: условия кредитного договора, подлежащие проверке (указывается соответствующий пункт договора); даты проверок; отметки (+, -)

о выполнении. Если клиент не выполняет важное условие кредитного договора, банк оперативно вводит санкции, предусмотренные в нем.

Накопление информации о клиенте и о характере его взаимоотношений с банком – назначение КРЕДИТНОГО ДЕЛА

. Банки России пока не уделяют должного внимания ведению таких дел. В большинстве случаев они содержат лишь технико-экономические обоснования, кредитные договоры и сопровождающие их документы (договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы). Редкостью в кредитных делах являются даже балансы клиентов. Все это означает слабую информированность банков о клиентах и, следовательно, высокий совокупный риск кредитного портфеля.

Можно рекомендовать разрабатывать следующие основные разделы кредитного дела:

I.

Бухгалтерская отчетность, характеризующая кредитоспособность заемщика (балансы, отчеты о прибылях и убытках).

II.

Кредитная документация по всем ссудам, выданным клиенту за последние два года.

III.

Аналитические записки и справки.

IV.

Переписка с клиентом, протоколы совещаний по принципиальным вопросам, записи принципиальных телефонных переговоров.

V.

Вырезки из газет и журналов, касающиеся клиента.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Главное меню