Особенности формирования финансовых рынков в России.

Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюд­жетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государст­венных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций феде­рального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показате­лей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уров­ня 1995 г.[1]

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап

(с начала 1997 по ав­густ 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к абсолютному и относитель­ному сокращению кредитной активности. За девять месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет кредитова­ния от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные ком­мерческие банки — 48 %[2].

Этот период связан и с процессом активного встраивания в бан­ковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрест­ного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, свя­занная со структуризацией банковского бизнеса путем создания ре­гиональных банков развития, различных альянсов местных коммер­ческих банков с целью защиты экономических, политических и элек­торальных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.

Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа

развития банков­ской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кри­зисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по сво­им финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разруши­тельно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющим­ся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% сум­марного уставного фонда российских банков и около четверти док-ризисного объема их совокупного уставного капитала[3].

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систе­му. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ, неизбежность поглощения которых не вызывала со­мнений у руководства Центрального банка[4]. Банковский кризис, быст­ро трансформировавшийся в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным кризисом банков­ской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструк­туризации, санации проблемных банков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Главное меню