Особенности формирования финансовых рынков в России.

Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рын­ку ценных бумаг в соответствии с Временным положением о требо­ваниях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временным положением о лицензировании видов деятель­ности по организации торговли на рынке ценных бумаг.

В частности, функции ведущей российской фондовой биржи, спе­циализировавшейся на торговле государственными ценными бумага­ми, выполняла Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). На площадке ММВБ проводились аукционы (первичное размещение) и вторичные торги по ГКО и ОФЗ. Обращение ГКО — ОФЗ осуще­ствлялось через межрегиональную систему торгов — организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ), который объединяет региональные тор­говые центры в ряде городов: Москве, Новосибирске, Санкт-Петер­бурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новго­роде и др.

Биржевые сделки с ценными бумагами подразделяются на кассовые (расчет по ним осуществляется немед­ленно или в ближайшие дни) и срочные (исполнение сделок осуще­ствляется в срок, устанавливаемый в будущем). Срочные сделки яв­ляются наиболее рисковыми. Это обстоятельство предопределяет особые требования к организаторам торговли (биржам), которым чредоставляется лицензия на этот вид деятельности, прежде всего в части страхования рисков, а точнее — управления рисками.

До июня 1998 г. организатором торговли на срочном рынке явля­лась Российская биржа (РБ), на которой еще в мае было заключено сделок более чем на 4,3 млрд долл[6]. 1 июня 1998 г. РБ остановила торги по всем контрактам в связи с тем, что ряд проигравших тор­говцев, подконтрольных руководству биржи, не смогли выполнить своих обязательств, так как торговали без реальных залогов, а лими­ты на торговлю им открывались на основании устного распоряжения президента Биржи. Средств же общегарантийного и страхового фон­дов РБ не хватило для обеспечения обязательств. Новым организа­тором торговли на срочном рынке стала Московская фондовая бир­жа (МФБ), которая выделила собственные средства для частичного погашения долгов РБ.

Следует отметить, что подобные ситуации с крахом бирж проис­ходили в России и ранее. Причины случившегося связаны с тем, что существующая законодательная база срочного рынка не обеспечивает возможности контроля за торговым процессом на бирже. Системы расчетов по сделкам с ценными бумагами, порядок страхования рис­ков позволяют менеджерам бирж пользоваться своим положением в корыстных целях. Использование же инсайдерской информации ме­неджерами бирж фактически остается ненаказуемым.

Наряду с биржевым рынком существует внебиржевой рынок цен­ных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги, не имеющие лис­тинга на фондовых биржах (его часто называют вторым рынком); либо торговля ценными бумагами, имеющими листинг на биржах, осуществляется не членами бирж (третий рынок); либо сделки с ценными бумагами совершают через компьютерные сети, минуя по­средников (четвертый рынок).

Требования к организационно-правовой форме организаторов вне­биржевой торговли в России не установлены. Существуют требования к числу участников торговли (не менее 20 участников) в системе ор­ганизатора внебиржевой торговли и к собственному капиталу.

Организатор внебиржевой торговли самостоятельно устанавлива­ет правила торговли, порядок проведения торговых сессий, заключе­ние и исполнение сделок и т. п.

Для осуществления процедур купли-продажи ценных бумаг во внебиржевой торговле используются Торговые системы, представляю­щие собой совокупность вычислительных, телекоммуникационных, программных средств, баз данных, обеспечивающих возможность ра­боты с информацией для заключения и исполнения договоров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Главное меню