Группы потребностей А.Маслоу расположил в форме пирамиды (см. рисунок).
Физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе).
Потребности в безопасности и уверенности в будущем (защитить себя от опасности, угроз, травм и лишений, страхование жизни)
Социальные потребности (общение) - потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека.
Потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности.
Потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества.
После удовлетворения, в первую очередь, потребностей низшего уровня, начинают действовать потребности более высоких уровней, также требующих удовлетворения.
Теория приобретенных потребностей Д.Мак–Клелланда, основанная на теории А.Маслоу, выделяет высшие уровни потребностей
-в успехе,
-во власти (власть ради власти и власть ради самоутверждения)
-в причастности.
Концепция К.Альдерфера основана на выделении трех групп потребностей:
-потребностей существования (примерно соответствует двум нижним группам потребностей в теории Маслоу),
-потребностей связи (охватывают третью и частично вторую и четвертую её ступени)
-потребностей роста (в основном эквивалентны двум верхним ступеням). В отличие от Маслоу, Альдерфер считает возможным переход от одного уровня к другому в различных направлениях.
Двухфакторная модель Ф.Герцберга основана на том, что мотивацией служит сочетание удовлетворенности и неудовлетворенности тех или иных потребностей, которые Герцберг разделил на две группы:
-мотивационные (в признании, успехе, продвижении по службе и пр.) и
-«гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, состояние внутренней среды и т.п.).
Процессуальные теории мотивации.
В процессуальных теориях во главу угла ставится анализ того, как человек распределяет усилия для достижения какой–то цели и выбирает в связи с этим конкретный вид поведения, то есть, рассматривается сам процесс работы (отсюда название “процессуальные”).
1.Теория ожидания (автор В. Врум)
-усилия работника и ожидаемые результаты;
-достигнутые результаты и ожидаемое вознаграждение;
-полученное вознаграждение и его ожидаемая ценность.
2.Теория справедливости Дж. Адамса
люди субъективно относятся к получаемому вознаграждению и все время соотносят его размер и характер с вознаграждением других работников. Если работник считает, что ему недоплачивают, по сравнению с другими, то интенсивность труда его падает, т.е. несправедливо!
3. Комплексная теория ожидания и теории справедливости Л. Портера и Э. Лоулера, устанавливается прямое соотношение между вознаграждением и результатами, (человек удовлетворяет свои потребности за счет вознаграждения за полученные результаты). Основной практический вывод теории: результативный труд ведет к удовлетворению. Эта теория внесла наибольший вклад в теорию мотивации.
38. Ресурсы и реализация стратегии.
Систему управления предприятием можно рассматривать как систему управления ресурсами. Ресурсы:
-финансовые